Направление стиля в искусстве и культуре с названием «маньеризм» возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного назначения отражал кризис совершенств, сформировавшихся в эру Восстановления.
Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности находящегося вокруг мира и зыбкого положения человеческой доли. Данный этап в формировании красивого, архитектурного и скульптурного искусства в большинстве случаев считают ранней стадией зарождающегося барокко.
Линии стиля
На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го века появляется образ маньеризма, но масштабное распространение он получил лишь в начале 17-го столетия. Назначение, порожденное общественно-политическим кризисом в странах Европы, интенсивно развивалось на местности Мантуи, Рима и Флоренции. Хоть маньеризм историками, как отдельный образ не признали. Его более относят к раннему барокко. Позже маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и очень много остальных государств-членов Евросоюза.
Интерьер
В интерьере доминируют светлые орнаменты сочного гротеска, невообразимо изысканные образы и фантастические композиции. Для оформления декора применялись художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической тенденции.
Маньеризм считается своеобразные переходным временем к тематике барокко, который популяризирует роскошь и великолепие утонченных форм. И для него свойственно отсутствие определенных принципов в организации пространств.
В светском интерьере применяются стеновые росписи — очень большие картины целиком накрывают стены. Более того, стены и полотки красиво оформляются псевдолепниной, псевдорельефами, а иногда и псевдоскульптурами. Мода на подобный дизайн помещений продержалась относительно непродолжительное время – всего пять лет. Однако по прошествии этого времени замки и палаццо стали уподобляться на дорогие шкатулки.
В конце 16-го века на стене начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые смотрелись неимоверно реально.
Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность единого интерьера и затратно смотрелась в общей композиции залов.
Архитектура
Для архитектуры маньеризма присуще применение неординарных решений структурного характера. Встречается несоблюдение сбалансированных идей эпохи Ренессанса: утрата гармоничности во взаимном действии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. прекрасными представителями нового стиля стали варианты архитектуры:
- Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
- Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
- Лоджия Галерии Уффици.
Палаццо дель Те
В настоящий момент же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на местности Р.Ф..
Статуя
Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций сильно выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.
Феноменальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сыночка маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, располагается в библиотеке Лауренциана.
Самые популярные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:
- Фигурка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
- «Персей» (Лоджия деи Ланци).
- «Распятие» (Эскориал).
Козимо Медичи
Мода
Мужские костюмы периодов марьенизма
Назначение модных течений маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Сейчас мода расположена под мощным воздействием геометрических фигур, которые доминируют над плавными и природными линиями тела человека.
Одежда мужчин имеет в основном конусообразную форму, с Основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус намного сужается, а ноги вплотную перетягиваются вязаными чулками. Костюм представителей мужчин напоминал доспехи рыцарей, сделанные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов формы шара (они одевались сверху длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Представители сильной половины человечества носили ботинки из атласа или бархата, а еще мягкие низкие сапоги.
Совершенства красоты женщины также подверглись переменам – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект не широкой и тонкой талии. С первых лет девочкам доводится носить свинцовые пластины, чтобы не позволить формирования груди больших форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали скрывать под высокими корсетами: широкое вырез раскрывало плечи и грудь.
В 18-м веке возникли первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, медлено сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.
Костюмы представительниц слабого пола напоминали силуэт 2-ух конусов, которые соединялись вершинами на талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по плоскости которого изящный, но плотный слой конского волоса. Дальше на каркас аккуратно натягивалась тафта черного цвета, а только потом ткань самого платья.
Элегантные костюмы из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогими украшениями.
Женские костюмы периодов маньеризма
Живопись
Бесценный взнос в становление живописи тантрического маньеризма внес испанский дизайнер по имени Эль Греко. К несчастью, он не имел последователей и только через три века его очень способные творения возвели в разряд наиболее значимых для европейского изобразительного искусства работ. Очень знаменитые картины мастера:
- «Поклонение волхвов» (1568 г). Располагается в музее Сомания (Мехико).
- «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
- «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.
На картинах маньеристов человек изображался беззащитным существом, чья участь зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Тело человека соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят некрасиво.
Распространению стиля в Германии способствовал дизайнер Ханс Фон Аахен.
Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:
- Пармиджано Франческо.
- Фьорентино Россо.
- Лавиния Фантано.
Коррадо Джаквинто
Литература
Манерность форм и напряженнность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особенную популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощущаются пересекания и с культурой модернизма.
Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Отличается напущенной изящностью, насмешливостью и язвительностью, иногда граничащей даже с пошлостью.
Маньеризм в литературе отличается игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».
Воздействие стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.
Известность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го столетия. Он дал характеристику это назначение в искусстве как уравновешенность грациозности и изящность линий.
Как оформить мальчуковую комнату подростка вы будете знать, перейдя по ссылке.
Как высчитать ламинированный паркет на комнату детально описано в данной статье.
Что такое бесшовная структура мрамора: http://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html
Видео-обзор на культуру маньеризма
Выводы
Маньеризм появился в эру кризиса культурных и эстетических совершенств. Внутренняя разноречивость стиля превосходила назначение стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Обозначение стиля в широком смысле отличается формотворческим самим началом перехода от античные эпохи к сегодняшней эпохе.