Много во всем мире занятных и оригинальных строений, которые и изумляют, и на долгое время привлекают взгляды. И не очень то и много во всем мире потрясающих архитекторов, чьи творения нас так обвораживают собственной оригинальной креативностью. Сегодня разговор об одном из них. Знакомьтесь – Норман Фостер и его особенные проекты.
Имя этого архитектора связано с самыми громкими строениями современности. Его проекты скорее похожи на фантастические объекты из далеких Галактик.. Простота, экологичность и правильность – основные принципы творений Нормана Фостера, какой за собственные архитектурные заслуги был выполнен английской королевой вначале в рыцари, а потом — в бароны.
Невозможно сказать, что путь Фостера в архитектуру был простым и гладким. Отслужив в британских ВВС, грядущий архитектор успел поработать и в пекарне, и на предприятии, и в магазине по продаже мебели.. И лишь в 21 год Норман поступает в Архитектурную Школу при Манчестерском университете, потом выигрывает степендию на обучение в университете Йельска в Америке, там знакомится с Ричардом Роджерсом и одновременно с ним идет назад в первой половине 60-ых годов двадцатого века в Англию, где они, одновременно с сестрами Джорджи и Венди Чизман и выполняя свой мастерскую «Team 4». Основным назначением собственной творческой мастерской они избрали заводской дизайн. Сейчас можно уже сказать, что собственно в этой мастерской и появился столь полюбившийся многим образ «hi-tech», как совсем авангардное направление в архитектуре, а после и в дизайне. Первый же проект «Team 4» — фабричное здание «Рилайенс конропс» выполняет команду знаменитой.
Имя, прогремевшее по всему миру
Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Фостер в содружестве с Венди Чизман, уже ставшей его женой, организует собственную свою архитектурную кампанию «Foster Associates» и наиболее значимым, принёсшим популярность авторам, проектом этой кампании, где одновременно с Форстером уже работал Бакминстер Фуллер, становится центральный офис WillisFaber & Dumad– компании страховщика. Данный проект потряс воображение британцев: и сады на крыше, и бассейн для служащих, и эскалаторы, и много чего еще оригинального. Но основное: уже в таких первых проектах было видно, сколько внимания уделяет Форстер энергетическим показаниям.
Нужно заявить, что Ричард Бакминстер Фуллер до того времени уже был знаменитым американским архитектором и для Фостера работа с подобным мастером была своеобразной школой архитектурного совершенствования.
Конкретно благодаря рекомендациям Фуллера молодой архитектор все особое внимание уделяет внешней среде. Возможно, под его воздействием Фостер начинает использовать в собственных работах сетчатые оболочки – системы пиронов, которые перекрещиваются между собой в 2-ух направлениях, образовывая таким образом своеобразную «мембрану», которая давала возможность выполнять разные криволинейные плоскости и пролеты при минимум затратах.
Правда, данная система не была изобретением Фостера: первый раз подобная сетчатая оболочка была использована и запатентована советским инженером-архитектором Владимиром Шуховым при планировании и сооружении Радиобашни в г.Москва (1920-1922 гг) — особенной, в то время, гиперболоидной конструкции на Шаболовке.
Среди дальнейших работ Фостера и его сотрудников выделяется центральный офис «Hongkong and Shanghai Bank» в Гонконге: профессионалам данный проект признали самым отважным на тот момент. А дело все в том, что это не только первый небоскреб, выстроеный вне Северной Америки, но и первое здание данного типа, для которого Фостер разработал необыкновенную систему строительства многоэтажек без центральной оси, только с наружным скелетом. За данный проект в 1983 г, Фостер получает золотую медаль RIBA, а спустя пару лет, в первой половине 90-ых годов XX века – золотую медаль AIA.
Обычаи, новаторство и порыв
В первой половине 90-ых годов XX века Форстер получает титул баронета. Компания все больше развивается– сейчас она зовется «Foster and Partners» — может достигать большого международного уровня, проекты заказываются уже со всех стран. Английский архитектор получает заказы на проектирование строений в весьма разнобразным точках планеты: стадион Уэмбли в столице Англии, центральный вокзал в Дрездене, терминалы аэропортов в Гонконге и Пекине, здание мэрии в столице Англии….
Во второй половине 90-ых годов XX века Господин Фостер выиграл конкурс на реставрацию строения Рейхстага в Берлине. Разумеется, и в данном проекте Фостер не смог отказаться от собственных «хайтековских» штучек и сделал купол Рейхстага стеклянным. Само здание удалось как аттракцион небывалых размеров: снаружи здание практически не преобразилось, зато в середине Фостер убрал практически все поверхности стен, взамен которых- возникли легкие конструкции из стали, декоративного цементного раствора. Сотни зеркал нового купола, благодаря их специальному размещению и особым механизмам, поворачивающим зеркала под разнообразными углами, вынуждая их будто наблюдать за источником света и временем суток, улавливают солнце и отправляют его в зал, где заседает Парламент. За данный проект реставрации Рейхстага Германия награждает архитектора Орденом за заслуги – высшей наградой страны в области культуры.
Рейхстаг постоянно был востребован у отдыхающих, но после реставрации вызвал повальный фурор – благодаря собственной обновившейся стеклянной крыше-куполу, из которой открывается, разумеется, прекрасная панорама на Берлин. Там же, в самом верху строения, находятся ресторан и сад
Необходимо выделить, что все собстенные строения Фостер оснащает наисовременнейшей техникой. Его проекты всегда попадают в Книгу Гинесса по тем или другим номинациям. С его именем связано и понятие «умные строения», когда дом становится трудной машиной под управлением компьютерного центра.
Виадук, Арка и Хан-Шатер
Очень интересен проект Фостера, осуществленный во Франции: Виадук Мийо, соединивший Южную Францию и Испанию. Раньше на данной трассе А75 стояли частые пробки, сейчас высокоскоростную магистраль продолжил сегодняшний виадук, один из очень длинных (2.5 км) и высоких мостов не только в странах Европы, но и во всем мире.
Виадук Мийо это не просто мост, а трудное инженерно-техническое устройство, снабженное разными устройствами и датчиками. Малейшие сдвиги в конструкции будут сразу отслежены: аппаратура за одну секунду выполняет практически 100 замеров
не осталось без внимание архитектора и легендарный лондонский стадион Уэмбли. Новый проект стадиона, выстроенного на месте знаменитой во всем мире арены, сделан мастерской Нормана Фостера и собой представляет просто неимоверно трудное архитектурно-техническое устройство. Самая главная знаменитость стадиона – это ажурная арка высотой в 150 метров, которая служит не столько украшением, сколько поддержкой необыкновенной по трудности откатной крыши которая если понадобится может отползать на восток, запад или юг. Ярко освещенную арку как ночью так и днем можно посмотреть издали.
Арка стадиона Уэмбли по поперечному сечению диаметра больше, чем туннель, проложенный под Ла-Маншем
Собственные проекты Фостер выполняет все в намного экзотических для собственного стиля государствах: жилой комплекс «Тройка» в Малайзии (Куала Лумпур, 2006 год) или торгово-развлекательный центр в Астане, столице Казахстана – «Хан-Шатыр». В последнем проекте Фостер смог осуществлять собственные довольно смелые фантазии, создав в Астане очень большой шатер во всем мире, и не просто шатер – а поразительное здание с ажурной крышей, которая была сконструирована из сети стальных вант площадью 140 тысяч метров квадратных. В «хан-Шатыре» размещены сотни магазинов, рестораны, магазин, парк под крышей а также ненастоящий пляжный курорт, песок для которого доставили с Мальдив.
Любопытный факт: Крыша «Хан-Шатыра» создана в качестве наклонного конуса и все тросы в середине закреплены под разными углами. На стройке трудились в то же время 650 индустриальных альпинистов
Корнишон посреди Лондона
В самом необычном для Лондона месте, в его исторической части как-то раз вырос Корнишон. Точнее, у этого строения есть вполне простое настоящее название – Башня Мэри-Экс, 30. Но вид выросшего небоскреба настолько оригинален, то местные острословы долго проводили соревнования, выдумывая ему различные наименования. И Корнишон оказался самым невинным. Так и закрепилось это прозвище за зданием штаб-квартиры швейцарской компании страховщика SwissRe. И совсем даже не удивляет, что создатель и данного проекта – Господин Норман Фостер.
Сегодня эта башня – здешняя знаменитость, своего рода ориентир, который прекрасно виден с любой точки города.
Нужно заявить, Корнишон вызвал целую бурю споров. Раньше на этом месте стояло здание Балтийской Биржи, однако в 1992 году оно было взорвано террористами из организации ИРА. Первый проект застройки данного места Фостер предложил уже в первой половине 90-ых годов XX века: тут он видел взметнувшуюся ввысь на 80 этажей «Башню тысячелетия», самое огромное строение в странах Европы. Однако, проект вызвал внезапное негодование у организаций по защите монументов. Тогда архитектор предложил иной проект, по которой высота строения была уменьшена в два раза. После длинных споров данный проект в 2000 году был одобрен.
И посреди столицы Великобритании возведена башня в 41 этаж и высотой в 180 метров. При сооружении применялись самые последние технологии. Было учтено все, включая назначение и скорость ветров, дующих над Лондоном, а конкретно ими и надиктована сигарообразная форма башни (изначально проектировали башню в форме яйца).
Не обращая внимания на свои округловатые формы, небоскреб покрыт полностью идеальными листами стекла. Выгнутые детали были применены лишь на самой вершине строения.
У самого основания башня имеет 49 м в диаметре, в самой широкой части – 57 м, а к вершине – сужается до 26 метров. Благодаря форме строения потоки воздуха огибают его и не делают завихрений, часто обрушивающихся на пешеходов сверху вниз. Более того, Башня признана самой экологической постройкой во всем мире: фотоэлектрические панели уменьшают потребляемую ею энергию вдвое.
О Нормане Фостере можно рассказывать еще весьма долго, как и о его эффектных и восхитительных проектах. Строения по его проекта можно посмотреть во всевозможных уголках мира. И продолжать дивиться нереальному полету фантазии этого великолепного архитектора.